'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 4
  4. Научная статья № 37

Просмотры  78 просмотров

Ножина Ю.А., Захарова Г.С.

  


ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются понятие и особенности действия принципа добросовестности в российском гражданском праве. Данный принцип является достаточно новым для российского права, однако играет важную роль в правовом регулировании гражданско-правовых отношений. Также рассматриваются проблемы и перспективы законодательного регулирования   

Ключевые слова:
добросовестность, принцип добросовестности, разумность, справедливость, недобросовестное поведение   


УДК 347.41

Ножина Ю.А.

студент 4 курса

Юридический институт

Северо-Кавказский федеральный университет

(г. Ставрополь, Россия)

 

Захарова Г.С.

кандидат юридических наук,

доцент кафедры гражданского права и процесса

Юридический институт

Северо-Кавказский федеральный университет

(г. Ставрополь, Россия)

 

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ

ПРАВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Аннотация: в статье рассматриваются понятие и особенности действия принципа добросовестности в российском гражданском праве. Данный принцип является достаточно новым для российского права, однако играет важную роль в правовом регулировании гражданско-правовых отношений. Также рассматриваются проблемы и перспективы законодательного регулирования.

 

Ключевые слова: добросовестность, принцип добросовестности, разумность, справедливость, недобросовестное поведение.

 

Добросовестность пронизывает все гражданское право, каждую норму проверяют через призму принципа доброй совести. Принципу добросовестности уделяется большое внимание ученым сообществом. Вся история развития права начиная с Римских правоведов показывает, что без принципа добросовестности разрешить коллизии невозможно. Потому как, жизнь, а с ней общественные, гражданские отношения во времени прогрессируют и развиваются, рождаются новые явления, в виду этого законодательно невозможно закрепить норму, которая будут работать на все случаи жизни. Отсюда принцип добросовестности служит основной базовой парадигмой решения вопросов жизнедеятельности и отношения между субъектами гражданского общества. Добросовестность один из инструментов регулирующих поведение сторон гражданских правоотношений.

Принцип добросовестности при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей формально закрепился в отечественном гражданском законодательстве сравнительно недавно. Его официальное введение в ГК связывается правоведами с исполнением Указа Президента Российской Федерации от 18.07.2008 № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» [3].

Во исполнение этого нормативно-правового акта 7 октября 2009 года решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства была одобрена «Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации» [4]. В соответствии с положениями этой Концепции в 2012 году был принят федеральный закон №302-ФЗ [2].

Этим законом расширено и уточнено понятие злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ) как «…осуществление гражданских прав исключительно с целью причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав» [1]. В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что правила о добросовестности являются естественным противовесом правилам, утверждающим свободу договора и автономию воли сторон. Закон не дал самого определения добросовестности, что может неоднозначно сказаться на судебной практике, ключевую роль в квалификации того или иного поведения добросовестным или недобросовестным суждено сыграть правоприменительной практике, которая с учетом конкретных обстоятельств каждого дела будет вырабатывать критерии добросовестности.

Нормативное закрепление этого принципа позволит участникам гражданского оборота в случаях недобросовестных действий со стороны контрагента значительно чаще применять меры гражданско-правовой защиты на этом основании

Действие этого принципа применимо ко всем аспектам поведения субъектов гражданско-правовых отношений (установление прав, их осуществление и защита). Добросовестность рассматривается как собирательное и сложное по своему содержанию понятие, в котором одновременно сочетаются такие аспекты как общее и частное. Общее проявляется в том, что добросовестность, являясь ограничителем автономии воли субъектов, выступает в качестве универсального требования ко всем участникам гражданских правоотношений. Особенное же проявляется в том, что добросовестность упоминается в ряде положений ГК РФ применительно к отдельным правоотношениям (например, ст.ст. 51, 53.1, 60.2, 145, 167, 220, 234, 302 ГК РФ и др.)

Современное гражданское законодательство употребляет понятие добросовестности в 3 смыслах: добросовестность как особая характеристика субъекта права; добросовестность как объективная сторона поведения субъекта гражданских правоотношений (п. 3 ст. 53, п. 1 ст. 234, п. 3 ст. 307 ГК РФ и др.); добросовестность как презумпция гражданского права (п. 3 ст. 10, ст. 173–174 ГК РФ).

Следует отметить, что в последние годы законодатель продолжает прилагать усилия для укрепления принципа добросовестности в гражданском законодательстве. В 2015 году федеральным законом № 42 в ГК РФ была введена статья 431.1, которая установила преддоговорную ответственность для стороны, которая своим недобросовестным поведением необоснованно прекращает переговоры с контрагентом. Такой шаг со стороны законодателя является вполне логичным и последовательным, поскольку входит в общее представление о добросовестности в гражданском обороте, которое принято в большинстве правопорядков государств континентальной Европы.

Оба этих положения закрепляют правило эстоппель о непротиворечивом поведении в обороте, которое является признаком добросовестного поведения субъекта. Заметим, что данное правило заимствовано отечественным законодателем из английского права, которое не знает и не признает единой теоретической концепции добросовестности как таковой. [5]

Следует также обратить внимание на то, принято выделять два смысловых оттенка добросовестности – объективный и субъективный. Объективный аспект представляется как определенное правило поведения (совокупность внешне выраженных действий) участника гражданского оборота, которое является предсказуемым, ожидаемым, направленное на учет интересов других участников. Субъективная же сторона выражает психическое отношение субъекта к его действиям (бездействиям) в рамках гражданско-правовых отношений. Понятие добросовестности в субъективном смысле, в отличие от понятия добросовестности в объективном смысле, нашло отражение в гражданском законодательстве в формуле ―знало или должно было знать‖ либо ―не знало или не могло знать. Субъективные смысл, который обнаруживается при исследовании принципа добросовестности нашел свое отражение в ряде статьей ГК РФ, например, п.6 ст. 8.1, п.1 ст. 145, п.1 ст. 167, п.3 ст.253, п.1 ст. 302, п.2 ст.382 ГК РФ).

Так как законодатель не в состоянии предвидеть и регламентировать все возможные случаи поведения сторон, в закон вводится такая правовая категория как добросовестность. К добросовестности правоприменитель сможет обратиться в том случае, если для разрешения спорной ситуации не будет существовать конкретной нормы.

Принцип добросовестности с одной стороны направлен на обеспечение устойчивости гражданского оборота, обеспечения баланса сторон, а с другой стороны этот принцип фактически ограничивает свободу договора. Согласно п. 3 ст. 307 ГК РФ стороны должны вести себя добросовестно в том числе и при установлении обязательства, т.е. при заключении договора.

Также существуют определенные трудности доказывания факта недобросовестного поведения другой стороны при заключении сделки, а именно: доказыванию будет подлежать чрезмерная невыгодность договора для одного из контрагентов (объективный признак); необходимо будет доказать намерение одной стороны воспользоваться нуждою или несчастьем другого человека (субъективный признак). Существуют и положительные изменения ст. 166 ГК РФ об оспоримых и ничтожных сделках. В п. 5 указанной статьи устанавливается, что заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на нее лицо действует недобросовестно, в частности, если по его поведению после заключения сделки другие лица могли судить о действительности сделки. Фактически речь идет о положительной оценке внедрения в российскую практику английского принципа общего права – эстоппеля. [6]

Тенденции развития науки и образования качестве одного из базовых начал гражданского законодательства следует оценивать положительно. Этот принцип придает стабильности гражданскому обороту и свидетельствует об усилении социальной ориентации закона. Добросовестность представляет собой двойственное понятие. С одной стороны, добросовестность является своеобразным эталоном поведения, который формируется под влиянием общественных отношений, впоследствии трансформируясь в законодательную норму. С другой, добросовестность того или иного субъекта связана с его морально-нравственными представлениями о честности, порядочности и т.д. Таким образом, речь о добросовестном поведении может идти только тогда, когда субъект, принимая то или иное юридически значимое решение, руководствуется не только своими (пусть даже и законными интересами), но и учитывает интересы контрагента. Добросовестность, являясь ограничителем автономии воли субъектов, выступает в качестве универсального требования ко всем участникам гражданских правоотношений. Фактически она выступает инструментом установления баланса интересов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 г. N51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301
  2. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7627
  3. Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 29
  4. "Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации" (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2009г. №11
  5. Абросимов А.В. Роль и значение принципа добросовестности в российском гражданском праве / А.В. Абросимов // Пробелы в российском законодательстве. - 2022. - Т. 15. - № 5. - С. 305-310.
  6. Атаян Ж.Р. Добросовестность в гражданском праве / Ж.Р. Атаян // Образование и наука в России и за рубежом. - 2020. - № 3 (67). - С. 151-156.

 

Nozhina Yu.A.

4th year student

Law Institute

North Caucasus Federal University

(Stavropol, Russia)

 

Zakharova G.S.

Candidate of Legal Sciences,

Associate Professor of the Department

of Civil Law and Procedure

Law Institute

North Caucasus Federal University

(Stavropol, Russia)

 

INTEGRITY IN RUSSIAN CIVIL LAW:

PROBLEMS & PROSPECTS OF LEGISLATIVE REGULATION

 

Abstract: the article discusses the concept and features of the principle of good faith in Russian civil law. This principle is quite new to Russian law, but it plays an important role in the legal regulation of civil law relations. The problems and prospects of legislative regulation are also considered.

 

Keywords: conscientiousness, principle of good faith, reasonableness, fairness, unfair behavior.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Ножина Ю.А., Захарова Г.С. ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ // Вестник науки №12 (57) том 4. С. 209 - 215. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6862 (дата обращения: 30.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6862



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.