'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 74

Просмотры  72 просмотров

Шевченко В.С., Федоренко С.П.

  


ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛЖИ НА ДОПРОСЕ *

  


Аннотация:
приведенная работа включает в себя обзор основных подходов к произнесению лжи. На основе данного обзора приведены механизмы распознавания лжи на допросе, которые включают в себя анализ вербальных и невербальных коммуникаций, применение манипулятивных техник и умение анализировать большое количество данных   

Ключевые слова:
ложь, допрос, следователь, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, полиграф   


УДК 34

Шевченко В.С.

студент специалитета

Южно-Российский институт управления

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

(г. Ростов-на-Дону, Россия)

 

Научный руководитель:

Федоренко С.П.

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры теории и истории права и государства

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

(г. Ростов-на-Дону, Россия)

 

ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛЖИ НА ДОПРОСЕ

 

Аннотация: приведенная работа включает в себя обзор основных подходов к произнесению лжи. На основе данного обзора приведены механизмы распознавания лжи на допросе, которые включают в себя анализ вербальных и невербальных коммуникаций, применение манипулятивных техник и умение анализировать большое количество данных.

 

Ключевые слова: ложь, допрос, следователь, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, полиграф.

 

Актуальность представленного исследования обуславливается рядом факторов: во-первых, допросы в системе обеспечения правопорядка и безопасности проводятся регулярно, что свидетельствует о необходимости их эффективности (для формирования которой необходимо умение распознавать ложь), для раскрытия преступлений, во-вторых, допрашиваемые подозреваемые не редко предпринимают попытки солгать в своих показаниях, что обуславливает актуальность рассмотрения методик выявления лжи. Также актуальность тематики заключается и в том, что полиграф, как вспомогательный инструмент выявления лжи, не всегда точен (на сегодняшний день полиграф можно «обойти»), поэтому необходима бдительность следователя или дознавателя на допросе и их владение основами методологии выявления лжи.

Далее коснемся основного понятийно-категориального аппарата, используемого в работе. Ложь – это сознательное, намеренное, часто умышленное искажение истины. Допрос – это следственно-судебная процедура, в рамках которой проводится получение от допрашиваемого известной ему информации, попадающей под определение предмета доказывания [1]. Невербальная коммуникация – способ передачи информации, общение без слов, через жесты и мимику. Вербальная коммуникация – общение посредством передачи информации через слова.

Рассматривая методологию выявления лжи на допросе, в первую очередь нужно обратиться к основам невербальной коммуникации, к которым относятся: анализ мимика и анализ жестикуляции человека. Необходимо учитывать тот факт, что жесты и мимику следует анализировать в совокупности, как последовательную цепь событий. Однако для детального рассмотрения в рамках представленной работы остановимся сначала на мимике.

Выражение лица и движения лицевых мышц не редко может помочь выявить ложь. Научно доказано, что, например, отведение глаз в сторону или опущенный взгляд – не редко выступает признаком лжи. Также свидетельством лжи может стать излишне быстрая смена выражений лица (с научной точки зрения, выражение лица в норме изменяется каждые 10/15 секунд, если это происходит чаще – вероятнее всего человек лжет). Также при проведении допроса следует обращать внимание на соответствие слов, произносимых допрашиваемым лицом, и мимики, которая сопровождает эти слова: если человек говорит о том, что ему грустно, но выражение лица демонстрирует совершенно противоположное или же не демонстрирует никакой эмоции, скорее всего допрашиваемый лжет. Кроме того, например, П.Экман в своей работе «Психология эмоций» неоднократно упоминает тот факт, что во время лжи люди чаще всего нервничают, что приводит к проявлению таких характеристик лжи, как: пот, выступающий на лице [2]. В работе Аллана и Барбары Пиз «Язык телодвижений» засвидетельствован следующий факт: во время лжи от излишней нервозности сосуды могут расширяться, что повлечет за собой расширение ноздрей у человека (то есть визуально нос станет больше).[3] Подобные проявления могут быть минимально заметными, поэтому у следователя рождается необходимость не только общения с допрашиваемым, но и внимательного наблюдения за лицом подозреваемого/свидетеля.

Однако помимо анализа мимики следователь/дознаватель должен следить за жестикуляцией допрашиваемого, поскольку язык телодвижений также точно, как и мимика, может свидетельствовать о лжи. Так, например, сигналами искажения истины будут следующие проявления: почесывание носа (что вызвано катехоламинами, повышающими кровяное давление), прикрывание рукой рта (что присуще людям практически с детства, где в процессе лжи «плохие» слова мы «не выпустить», прикрывая рот рукой), потирание шеи или оттягивание воротника одежды (вызвано тем, что в процессе лжи человек волнуется, что стимулирует выброс тепла в организм, становится жарко и появляется желание охладиться) [3]. Но кроме того в целом наличие излишней жестикуляции или полнейшее ее отсутствие и заметный «натянутый» самоконтроль также сигнализируют о лжи допрашиваемого [4]. Таким образом, следователь/дознаватель вынужден следить за невербальной коммуникацией, воспроизводимой свидетелем/подозреваемым, с той целью, чтобы выявить ложь.

Методология выявления лжи также касается и вербальной коммуникации, так как демонстрируя ложь жестами и мимикой, люди произносят ее и на словах. Анализ речи допрашиваемого также является важнейшим элементом допроса.

При даче ложных показаний допрашиваемые нередко перенасыщают рассказываемую историю деталями и фактами. В данном случае распознать ложь относительно просто: следует попросить допрашиваемого повторить рассказанное, если человек лгал – скорее всего при повторном воспроизведении истории он запутается, упустит из внимания некоторые факты или добавит новые. Также вербальным свидетельством лжи могут выступать «оборонительные» фразы. Так, если лжецу задать прямой вопрос о достоверности воспроизводимой им информации, то можно услышать в ответ: «зачем мне по-вашему лгать?», «я что? Похож на лжеца?», «за кого вы меня принимаете?». Лжецы также используют сложные речевые конструкции, в которых преобладает специфическая терминология, которая не всегда уместна. О лжи иногда свидетельствует и излишняя краткость повествования, однако, она наиболее свойственна опытным лжецам, которые используют данную технику намерено, для того, чтобы не запутаться в собственной истории. В таком случае следователь/дознаватель должен быть бдителен: человек, который лжет и использует короткие истории чаще всего внимательно следит за реакцией собеседника, что часто крайне хорошо видно [5].

Помимо внимательности и владения понимания языка телодвижений и эмоций, выражаемых на лице, дознаватель/следователь для выявления лжи на допросе может использовать такие методы, как:

  1. Дополнительные вопросы, как способ уточнение деталей описываемого события;
  2. Повторяющиеся вопросы для выявления несостыковок в рассказе допрашиваемого;
  3. Комплексный анализ показаний нескольких лиц об одном и том же событии, который позволит выявить «пробелы» и несогласованные факты в рассказах разных людей об одной и той же ситуации;
  4. Психологическое давление, как манипуляцию. Например, следователь/дознаватель может «запугать» допрашиваемого последствиями от дачи заведомо-ложных показаний. Также может присутствовать и обратная манипуляция, в которой за дачу правдивых показаний допрашиваемому обещают определенную «выгоду» (например, минимизация последствий за сотрудничество со следствием).
  5. Использование яркого освещения – это не простой миф из кино и сериалов, а вспомогательный элемент, позволяющий следователю увидеть самые мельчайшие проявления волнения и переживаний, которые могут свидетельствовать о даче ложных показаний;
  6. Формирование убеждения у допрашиваемого в том, что следствие располагает доказательствами, изобличающими его во лжи; оставление допрашиваемого в неведении относительно характера и объема доказательств, которыми располагает следствие.
  7. Проведение допроса в присутствии других лиц, в частности специалиста, а в необходимых случаях — и с его участием (для устранения эмоционального, смыслового, терминологического, языкового барьера и т. д.).
  8. Проверка фактов, предоставляемых допрашиваемым. В данном случае речь безусловно идет о проверке данных, сообщаемых допрашиваемым лицом, в том числе, о проверке алиби. Не редко на практике встречаются случаи создания ложного алиби, поэтому все, что можно проверить: местонахождение в конкретный день и время, телефонные разговоры, переписки, банковские переводы – все должно быть проверено.
  9. Применение полиграфа – также выступает методом выявления лжи, однако, как ранее отмечалось, полиграф научились обманывать, поскольку принцип его работы заключается в анализе изменений физиологических и вегетативных реакций организма, которые люди научились скрывать или подделывать. Впрочем, полиграф все же применяется. Основная область применения полиграфа — определение степени причастности к событию преступления (виновности или невиновности человека), установление скрываемых обстоятельств и степени искренности человека при отборе его на работу в ряд государственных и коммерческих организаций. Очень популярен в полиграфических исследованиях «тест определения виновности», или «тест виновных знаний». В ряде стран прохождение данного теста признается доказательством в уголовном процессе (например, в США).

Таким образом, мы видим, что выявление лжи на допросе – непростая задача, требующая внимательности, наличия должного уровня знаний о вербальной и невербальной коммуникациях, и опыта проведения допросов в целом. Следователь/дознаватель, который стремится к профессионализму в системе оценивания достоверности фактов, изрекаемых допрашиваемым лицом, должен обладать аналитическим складом ума, который позволит «сложить воедино» большой поток разносторонней информации о рассматриваемом событии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Шиханцов Г.Г.: Юридическая психология. - М.: Зерцало, 2002
  2. Экман П. Психология эмоций [Emotions Revealed: Recognizing Faces and Feelings to Improve Communication and Emotional Life] / пер. с англ. В. Кузин. — СПб.: Питер, 2020.
  3. Пиз Аллан , Пиз Барбара Язык телодвижений; Эксмо - Москва, 2019. - 464 c.
  4. Козырева И.Е. Психологические особенности допроса свидетелей по методу когнитивного интервью // Современное состояние и тенденции российского законодательства в условиях преемственности государственно-правового развития России. Сборник научных трудов (по материалам Всероссийской научно-практической конференции 23 мая 2008 г., г. Балаково). Саратов: Изд. центр «Наука», 2019. С. 243-245
  5. Комиссарова Я.В.: Особенности невербальной коммуникации в ходе расследования преступлений. - М.: Юрлитинформ, 2021
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Шевченко В.С., Федоренко С.П. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛЖИ НА ДОПРОСЕ // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 462 - 468. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8254 (дата обращения: 30.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8254



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.