'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 1
  4. Научная статья № 48

Просмотры  73 просмотров

Касымова Т.И.

  


ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
статья посвящена теоретическому анализу проблемы этнической идентичности и ее основных механизмов. Определены факторы формирования этнической идентичности. Рассматриваются варианты этнической социализации личности. Представлены особенности проявления этнической идентичности как важного компонента социализации и ведущего фактора дальнейшего развития личности, ее продуктивного функционирования в обществе   

Ключевые слова:
идентичность, идентификация, этнос, этническая социализация   


УДК 39

Касымова Т.И.

магистр кафедры педагогического образования,

направление подготовки Педагогическое Образование,

профиль "Педагогика и Психология Начального Образования"

Казанский федеральный университет

(г. Казань, Россия)



ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК

ОСНОВНОЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ

 

Аннотация: статья посвящена теоретическому анализу проблемы этнической идентичности и ее основных механизмов. Определены факторы формирования этнической идентичности. Рассматриваются варианты этнической социализации личности. Представлены особенности проявления этнической идентичности как важного компонента социализации и ведущего фактора дальнейшего развития личности, ее продуктивного функционирования в обществе.

 

Ключевые слова: идентичность, идентификация, этнос, этническая социализация.

 

Этническая идентичность играет важную роль в жизни отдельного человека и общества в целом. Это необходимое условие существования, сложное социокультурное явление, сочетающее в себе личные социальные и культурные аспекты. В сегодняшнем контексте динамичных социально-экономических изменений растет интерес к этническому возрождению и оптимизации этнической идентичности. Возникает вопрос о поиске новых этнокультурных стратегий социализации общества.

Осознание принадлежности к определенной этнической общности является одним из проявлений человеческой социальности. Одним из важнейших факторов становления человека является его этническая идентификация, которая помогает ему ориентироваться в обществе. Сформированная этническая идентичность является ключом к успешной социализации индивида и его продуктивной жизни.

В научной литературе идентификация считается одним из механизмов социализации личности, посредством которого усваиваются нормы, идеалы, ценности, роли, моральные качества представителей тех социальных групп, к которым принадлежит индивид.

Этническая идентичность - это неотъемлемая часть социальной идентичности индивида, психологическая категория, которая относится к осознанию своей этнической принадлежности. Этническая идентичность - это результат когнитивно-эмоционального процесса признания себя представителем этнической группы, определенной степени идентификации с ней и отделения от других этнических групп [2].

Процесс формирования этнической идентичности осуществляется через усвоение норм, обычаев, традиций, опыта, ценностей социокультурной среды.

Социализация и этническая идентичность - взаимозависимые явления. Критерием социализированной личности является формирование этнической идентичности, тех идей, позиций, ценностей, мировоззрения, норм поведения, которые присущи ее обществу. В то же время, для успешного формирования этнической идентичности индивид должен усвоить основные жизненные реалии.

Этническая идентичность формируется в результате взаимодействия индивида и общества и становится движущим, пусковым механизмом для дальнейшей ориентации в пространстве, взаимодействия и межличностного взаимопонимания.

Этническая социализация - это динамичный и непрерывный процесс, проходящий через структурные уровни. Изначально она основана на примитивных, общих, внешних признаках: языке, одежде, символике. На более высоких стадиях развития человек уже способен воспринимать более глубокие групповые черты: религию, исторический опыт, характерные черты личности нации [4].

Институт этнической социализации - это целая социокультурная среда, которая окружает индивида. Личность формируется через созерцание художественных образов, литературно-художественного наследия, обычаев, ритуалов, традиций. Его образ мышления и поведение находится под влиянием таких факторов социализации, как нация, социальная группа, семья. Таким образом, осмысливая весь предыдущий опыт социализации, индивид формирует этническую идентичность.

Язык является одним из важнейших этнообразующих признаков и определяющим аспектом этнической идентичности. Он играет роль этнического символа, этнокультурной нормы, дает ощущение родства и создает внутриэтническое единство. Язык влияет на культурные идеи, образ мышления, мировоззрение [1].

У ребенка нет никаких национальных особенностей до овладения языком - он "интернациональный"; с овладением языком она постепенно усваивает национальные особенности окружающей среды; то, как ее психическое развитие начинает проявляться в ее мыслительных качествах национального ментального состава.

Религия также является важным этносоциализирующим фактором. Она выражает самобытность этнической группы и регулирует образ жизни. Чем больше этническая группа признает язык и религию своей группы, тем больше она укрепляет этнокультурную основу и выражает свою этническую идентичность. Религиозные чувства обладают способностью формировать "я-концепцию", формировать жизненный потенциал, внутреннюю ориентацию и мироощущение. Эти чувства формируются на протяжении всей жизни, развиваются, углубляются и отражаются в глубинной системе ценностей, которые управляют жизнью людей.

Этническая идентичность проявляется в связи индивида с обществом, определенной социальной группой, общей системой ценностей, идеалов, норм и требований. Это внутренняя система отношения личности к миру.

Одной из главных особенностей этнической идентичности является ее функция психологической безопасности, стабильности и упорядоченного поведения.

Личность не только безразлична к этнической принадлежности, она также во многом детерминирована. Этническая принадлежность "дается" вместе с рождением, умением говорить на родном языке, культурной средой, в которую она попадает и которая, в свою очередь, "задает" общепринятые стандарты поведения и самореализации личности. Человек включается в этническую группу гораздо раньше, чем он включается в другие структуры общества (класс, общественное производство и т.д.). Этничность - это первичная ниша для человека, от которой он отталкивается в дальнейшей жизни.

Передаваемые знаки и символика, установки постепенно трансформируются в личностные смысловые образования.

Этническая идентичность - это одна из главных характеристик человека, как представителя своей группы, которая отражает общую картину мира, систему ценностей, убеждений, установок. Итак, без воображения и осознания того, кто такой человек, представители его группы, и кто такой другой человек, как представитель другой группы, конструктивное взаимодействие и какие-либо изменения невозможны.

Г.У. Солдатова считает, что этнический феномен личности формируется на основе трех взаимосвязанных процессов: 1) этническая идентификация - идентификация и самоопределение личности в результате принадлежности к этнической группе; 2) межэтническая дифференциация - разделение этнических групп на своих и чужих, осознание межэтнических различий; 3) осознание принадлежности как к своей собственной, так и к другим этническим группам. Содержание этнической идентичности состоит как из сознательных, так и из бессознательных компонентов [10].

Человек живет в многонациональной среде, и важное место в его сознании принадлежит этнической идентификации. Это дополняет и расширяет самооценку, позволяет вам размышлять и предвидеть свои собственные действия. Это определенное ментальное представление, которое координирует личность и управляет ее поведением. Это результат самосознания и самоопределения, принятия ценностей своего сообщества во внутренний мир.

В этнической идентичности присутствует элемент бессознательного, коллективного бессознательного, которое функционирует на протяжении всей жизни. Несмотря на то, что социокультурная среда меняется, люди продолжают следовать ей. Этническая принадлежность никогда не исчезнет. Это проявляется в основных свойствах менталитета, который является условием этнического самовыражения.

Этническая идентичность чаще всего рассматривается как результат когнитивно-эмоционального процесса самосознания человека как представителя определенной этнической группы и определенной степени идентификации с этой этнической группой и отделения от других этнических групп [8].

Это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на межгрупповые и внутригрупповые отношения, а также на личностное развитие в целом. В случае отсутствия идентичности или кризиса этнической идентичности индивиды оказываются оторванными от социальных норм и систем ценностей.

Именно поэтому необходимо влиять на агентов социализации на развитие этнической идентичности, способствовать ее позитивному выражению, чтобы оптимизировать межличностное взаимодействие и все государственное развитие.

Таким образом, этническая идентификация - это социально-психологический процесс, который включен в общий процесс социализации. Это важный фактор, влияющий на устойчивость и благополучие этнической группы в целом.

социальная группа и продуктивная жизнь каждого из ее представителей. Деформация идентичности приводит к несоответствию поведения нормативным требованиям социальной среды, крушению системы ценностей. Необходимо максимально способствовать этнической идентификации людей, направлять их этническую социализацию на повышение этнического самосознания, формирование чувства национального достоинства. Этническая социализация является фактором гармонизации межэтнических отношений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнокультурной компетентности. М., РУДН, 2003.
    Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., Смысл, 1998.
  2. Ковалева, Н. И. Этническая идентичность как проблема социализации детей-мигрантов в образовательной среде / Н. И. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1027-1029.
  3. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / Под ред. В.Н. Гурова и др. - М.: Педагогическое общество России, 2004. 31.05.14).
  4. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. - М., 2002.

 

Kasymova T.I.
Kazan Federal University
(Kazan, Russia)

ETHNIC IDENTITY AS MAIN FACTOR OF SOCIALIZATION

 

Abstract: the article is devoted to the theoretical analysis of the problem of ethnic identity and its main mechanisms. The factors of ethnic identity formation are determined. The variants of ethnic socialization of personality are considered. The features of the manifestation of ethnic identity as an important component of socialization and a leading factor in the further development of personality, its productive functioning in society are presented.

 

Keywords: identity, identification, ethnicity, ethnic socialization.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Касымова Т.И. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ // Вестник науки №4 (61) том 1. С. 237 - 242. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7667 (дата обращения: 15.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7667



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.