'
Курбанова Р.А.
СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ В РАЗРЕШЕНИИ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ У МУСУЛЬМАН В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН *
Аннотация:
в данной статье рассматриваются специфика деятельности религиозных деятелей в разрешении семейных конфликтов у мусульман в Республике Татарстан. Семья, являясь проводником этнических, религиозных и нравственных ценностных ориентиров, представляет собой один из ключевых аспектов формирования и становления личности. Священный Коран и его предписания, в исламской религии, определяют основы поведения для членов семьи, с целью преодоления различных конфликтов и противоречий, возникающих в процессе семейной жизни. Однако, вместе с тем, возрастает актуальность изучения и анализа механизмов укрепления и развития института семьи в Республике Татарстан, одним из которых являются религиозные деятели
Ключевые слова:
конфликт, семья, религия, Коран, ислам, механизмы укрепления семьи у мусульман, брачно–семейные отношения, религиозные деятели
УДК 392.3
Курбанова Р.А.
магистр кафедры конфликтологии
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
(Россия, г. Казань)
СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ
В РАЗРЕШЕНИИ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ
У МУСУЛЬМАН В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Аннотация: в данной статье рассматриваются специфика деятельности религиозных деятелей в разрешении семейных конфликтов у мусульман в Республике Татарстан. Семья, являясь проводником этнических, религиозных и нравственных ценностных ориентиров, представляет собой один из ключевых аспектов формирования и становления личности. Священный Коран и его предписания, в исламской религии, определяют основы поведения для членов семьи, с целью преодоления различных конфликтов и противоречий, возникающих в процессе семейной жизни. Однако, вместе с тем, возрастает актуальность изучения и анализа механизмов укрепления и развития института семьи в Республике Татарстан, одним из которых являются религиозные деятели.
Ключевые слова: конфликт, семья, религия, Коран, ислам, механизмы укрепления семьи у мусульман, брачно–семейные отношения, религиозные деятели.
Семья является социальным институтом, зародившимся еще в глубокой древности до появления государства, религии и образования. Данный институт представляет собой систему взаимодействия людей, подверженную возникновению различных конфликтов, споров и разногласий. В современном мире семья как структура переживает трансформацию. Различные изменения в обществе оказывают влияние на характер отношений супругов, детско-родительских отношений и взаимоотношений между поколениями, что содержит потенциал к возникновению конфликтных ситуаций.
В Исламе семья является важным институтом и представляет собой сложную систему, включающую в себя не только супругов (мужа и жену) и их детей, но и различных родственников. В случае какого-либо несчастья или трудной жизненной ситуации, все члены семьи, в большинстве случаев, объединяются и оказывают друг-другу поддержку. Каждый в семье определённо имеет роль и какие-либо обязанности.
Однако, на современном этапе жизни, институт семьи у мусульман переживает некие изменения, в связи с чем предписаний священного Корана бывает недостаточно, чтобы сохранить брак или укрепить семейные отношения.
Следовательно, возрастает актуальность подробного изучения и анализа сущности конфликтов в мусульманских семьях, а также механизмов укрепления и развития института семьи в Республике Татарстан, одним из которых является деятельность имамов.
Автором данной работы было проведено экспертное интервью, целью которого было определение специфики деятельности религиозных организаций Республики Татарстан и их представителей по вопросам укрепления и развития мусульманских браков и семей в целом.
Таким образом, исходя из всех содержательных ответов экспертов, получились следующие выводы. Несомненно, религиозные деятели и организации играют большую роль в формировании, развитии и укреплении института семьи в мусульманском сообществе.
Во – первых, данными организациями проводится большой ряд просветительских бесед, специальных курсов и уроков, содержащих широкий спектр информации по различным аспектам семейной жизни мусульман. Как правило, подобные мероприятия проводятся до и после заключения никаха (мусульманский брак), с целью дать важные наставления, опирающиеся на каноны и основы Ислама. Эти специальные курсы проводятся также, с целью профилактики конфликтов в семье на различных этапах ее становления и развития. Экспертами было отмечено, что практически во всех мечетях Татарстана практикуется обучение по основам счастливой семейной жизни, и потому всем молодоженам крайне рекомендуется своевременно пройти данные курсы, чтобы укрепить свой дух, получить ценные знания и ответы на все интересующие их вопросы.
Во – вторых, несмотря на то, что многие супружеские пары предпочитают решать свои семейные проблемы и противоречия самостоятельно, Хазраты все же отмечают важность обращения к ним, либо к другим специалистам, так как, с точки зрения Исламской религии, очень ценно и значимо сохранить брак, а попытка самостоятельного разрешения конфликта, как правило, не приводит к успеху. С точки зрения всех экспертов, основная задача супружеских пар – обратиться за помощью, польза, в любом случае, есть. Сами имамы с уверенностью утверждают, что большинство конфликтов разрешается после беседы с ними. Однако бывают достаточно запущенные случаи, когда развод более, чем неизбежен, тогда супругов отправляют к казыю, чтобы он уже, в свою очередь, раскрыл вопросы, касающиеся правовой сферы и принял решение. И, действительно, роль казыев, как третейских судей или посредников очень актуальна в современном обществе, как уже было сказано автором данной работы ранее.
В – третьих, Хазраты выделяют проблему низкого уровня обращения мусульман к специалистам и религиозным деятелям. Редко, когда супруги «выносят сор из избы», и это является большим недостатком. В случае возникновения конфлитных ситуаций между супругами, они обязательно должны обращаться к авторитетному специалисту, которому они доверяют и могут на него опереться.
Также в ходе беседы с экспертами, были разработаны определённые рекомендации для дальнейшего, более эффективного функционирования деятельности религиозных структур по укреплению мусульманских браков и семей в Республике Татарстан:
В заключении, следует отметить, что выдвинутая автором гипотеза полностью подтвердилась. Несмотря на низкий уровень обращения мусульман в религиозные организации за помощью, все же перспектива участия религиозных деятелей является неотъемлемой частью в жизни каждого верующего. В настоящее время, наблюдается тенденция все большего возвращения людей к религии, к вере. И потому, задача религиозных организаций – всегда являться опорой и помощью в разрешении семейных и супружеских конфликтов.
Несомненно, все нормы и правила, прописанные в священном Коране и сунне, играют большую роль в процессе формирования, становления и развития семейных отношений, однако в современном мире данных знаний не всегда бывает достаточно, чтобы предупредить или разрешить какой – либо конфликт в семейном кругу. В связи с этим, возрастает актуальность религиозных деятелей, которые вносят немалый вклад в процесс сохранения семейных ценностей и семьи в целом. В связи с этим, в настоящее время, в Республике Татарстан является актуальным вопрос о расширении сферы укрепления мусульманских семей и разработке новых эффективных проектов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Азизова, Н.Р. Семейные традиции религиозного воспитания в иудаизме и исламе/Н.Р. Азизова//Журн. Аспекты.2014. № 4. С. 89 -94
Али Ахмад Абдуль – Али От – Тахтави. Как быть счастливой. – Казань: Академия познания, 2008. – 31 с.
Алиева С. Семейная психология в исламе / Сабина Алиева – М.: Луч; Bookscriptor, 2018. – 286 с.
Баирова З.М. Актуальные проблемы супружеских отношений в современных мусульманских семьях: теологический подход // V Форум преподавателей мусульманских образовательных организаций. Сборник материалов международной научно-практической конференции – Казань., 2017 – С. 41.
Вагапов, М.В. Ислам и семья / М.В. Вагапов. М.: Наука, 1980. - 174 c.
Галиева Г.И. Современная семья в исламе: теоретико – эмпирический анализ / Г.И. Галиева., Л.В. Карцева // Журнал RELGA. – 2007. – № 17. – С. 61.
Галяутдин И. Семейная жизнь в Исламе // – 2011. С. 2-3.
Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психология конфликта. СПб., 2001.
Малярова Н.В. Роль конфликта в функционировании семейной системы // Семья и социальная структура/ Отв. ред. М.С.Мацковский. М., 1987. Тартаковский А.Д. Конфликты в сфере семейно-брачных отношений и пути их устранения. Душанбе, 1989
Фролова, Л.Н. Статус женщины в исламе/Л.Н. Фролова//Журн. Вестник Адыгейского государственного университета: религиоведение, философия, социология, юриспруденция. 2009. № 2 (47). С. 169-179
Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 4
Ссылка для цитирования:
Курбанова Р.А. СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ В РАЗРЕШЕНИИ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ У МУСУЛЬМАН В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН // Вестник науки №6 (51) том 4. С. 157 - 162. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5958 (дата обращения: 04.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*