'
Мартазанова М.М.
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ОКАЯННЫЕ ДНИ»И.А. БУНИНА *
Аннотация:
в статье рассматривается анализ произведения «Окаянные дни» И. А. Бунина написанное в виде дневника во время исторических событий в период 1918-1920 годах
Ключевые слова:
Окаянные дни, И.А. Бунин, писатель
Произведения "Окаянные дни" написанное И.А. Буниным в 1918 – 1920 годах до последнего времени не привлекали должного внимания исследователей. В работах о Бунине это произведение обычно только упоминается, и даже те авторы, которых нельзя заподозрить в политической предвзятости, отзываются о нем скорее пренебрежительно. Недавний всплеск интереса к "Окаянным дням" со стороны широкой публики, "прямая проекция бунинского произведения на современность", словно бы мешает литературоведению приступить к серьезному исследованию этого произведения. «Окаянные дни» написаны в одной из самых продуктивных литературных форм - дневниковой. В годы страшных переломов и почти немыслимых испытаний дневниковая запись становится едва ли не самым важным способом постижения происходящего. Бунин здесь был не одинок: параллельно создаются «Черная тетрадь» и «Синяя тетрадь» Зинаиды Гиппиус, «Апокалипсис нашего времени» Василия Розанова, дневники Михаила Пришвина и Александра Блока и многие другие. То, что столь разные писатели обратились в те годы к жанру литературного дневника, свидетельствует о том, что именно этот жанр адекватно отвечал стремлению писателей запечатлеть по горячим следам грандиозные, катастрофические по своим масштабам события, свидетелями и невольными участниками которых они были. И. А. Бунин считал, что беды, которые настигли Россию, были посланы, как наказание за беспечное отношение к Богу и обязанностям, которые возложены на каждого верующего. Но писатель понимал, что и будущее России будет печальным, а религию вытеснят. Именно поэтому современному языковому «балагану», «обилию новых и высокопарных слов», «высокому» стилю и «напыщенной лжи» [2. С.26] Бунин противопоставляет ещё не тронутый злободневной фальшью язык древних и священных текстов. Язык Библии и язык древней русской летописи являются для Бунина «единственной языковой средой, к которой может обратиться современный человек, ибо только такой язык способен адекватно выразить весь ужас происходящего» [1. С.641]. С сожалением и категоричностью И. А. Бунин пишет о том, что русская литература попала под влияние революции. А те, кто был единомышленником писателя, примкнули к другой стороне. Он порицает, с сарказмом пишет о том, что русская литература была заполнена только гениями. Скептически относится к тому, что гениями стали такие писатели, как Брюсов, Северянин, Есенин, Горький. Он не скрывает своего отношения к ним, говорит, что они пытаются обратить на себя внимания. И. А. Бунин искренне считает, что увлечение политикой пагубно влияет на произведения русской литературы, и понимает, что те, кто придерживался декаданса и модерна примкнут к революционным лагерям. Читатели могут подумать, что И. А. Бунин был предан царской России, идеализировал досоветскую жизнь. Однако, это не совсем так. Он обличал пороки того общества. Но увидев ужасы революции, о которых он повествует в «Окаянных днях», он считает, что это и есть идеал стабильной, размеренной жизни. Документальность "Окаянных дней" не подлежит сомнению: Бунин хотел в своем произведении зафиксировать и передать как можно более точно события, свидетелем и очевидцем которых он стал во время революции и гражданской войны. О достоверности сведений, которые приводит Бунин в "Окаянных днях", свидетельствует хотя бы тот факт, что авторы исторических работ, посвященных этой эпохе, ссылаются на произведение Бунина именно как на исторический источник.
Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 4
Ссылка для цитирования:
Мартазанова М.М. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ОКАЯННЫЕ ДНИ»И.А. БУНИНА // Вестник науки №5 (14) том 4. С. 323 - 325. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1419 (дата обращения: 06.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*